Судьба невежественных и искателей; препятствия на пути
1. Шри Рама сказал: "О Господь! Как возможно пересечь самсару (океан мирского существования) для невежественного, кто не обращается к йоге? И какова судьба того, кто начал практиковать йогу, но умер (не достигнув цели)"?
2. Мудрец Васиштха сказал: "Невежественный, чьи грехи пустили глубокие корни, перевоплощается сотни и сотни раз до тех пор, пока он не сделает первого шага к познанию".
3. "Но когда бесстрастие возникает в человеке, то, несомненно, за этим следуют другие шаги к познанию. Тогда самсара исчезает. В этом заключается важность священных писаний".
4. "В случае воплощённого, чья жизнь была отмечена прохождением ступеней йоги, грехи прошлых воплощений разрушаются в соответствии с достигнутыми им ступенями йоги".
5. "Когда заслуги такого развоплощённого йога, живущего на небесах, подходят к концу, то он рождается в доме чистых и процветающих людей.
6. "Тогда он поднимается по трём последовательным ступеням. О Рама! Все эти первые три ступени вместе рассматриваются как бодрствующее состояние".
7. "Существует слониха, называемая желанием, которая в чрезвычайной степени отравлена вожделением. Если её не уничтожить немедленно, она, несомненно, вызовет бесконечные бедствия".
8-9. "Продвижение по ступеням йоги никогда не выполняется полностью, пока есть желания. Васаны, пожелания, ум, память, воля, воображение, тоска и т.п. - также имена той слонихи, то есть желания. Пусть же она будет побеждена полностью великим оружием силы духа".
10. "Такая мысль, как 'пусть это будет моим', называется воображением. Непомышление о каким-либо объекте называется отказом от воображения".
11. "Я объявляю об этом с поднятыми руками, но никому до этого нет дела. Отсутствие воображения - величайшее благо. Почему же оно не развивается внутри?"
12. "О Рама! Всевышняя обитель, по сравнению с которой даже высочайшая власть не больше, чем пустяк, достижима только тем, кто пребывает в безмолвии".
13. "К чему все эти многочисленные слова? Вкратце Истина заключается в следующем: 'Воображение - величайшая неволя, а его отсутствие - это состояние свободы'".
14. "Невосприятие (непомышление об объектах), которое является самопроизвольным разрушением ума, известно как йога. Утвердившись в йоге, совершай праведные деяния и не совершай неправедные. И не стремись к бездействию из-за страха породить неволю".
15. "О Рама! Существует Единая Реальность - благотворная, всепронизывающая, безмятежная, чистое знание, нерождённая и сияющая. Только медитация на неё одну рассматривается как отказ от деяния".